Софт-Портал

программы для вёрстки текста

Рейтинг: 4.9/5.0 (668 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Сделай книгу сам или верстка текста книжкой в Word - Блог Верстаем

/ verstka-knigi-verstaem.ru / Сделай книгу сам или верстка текста книжкой в Word - Блог Верстаем.ru

Верстка текста книжкой в Word

Сделай книгу сам или верстка текста книжкой в Word

Эта статья посвящена верстке во всем известной, народной, программе Microsoft Word. Можно ли верстать в ворде? Можно! Верстать можно в любой программе, позволяющей добавлять в документ текст, фотографии и элементы оформления. Важно понимать, зачем это делается, и еще важнее знать основные правила набора текста, которым учат не на курсах верстки, а на первых занятиях по компьютерной грамотности. Если вы их не знаете - воспользуйтесь услугами дизайнера-верстальщика. Остальные вперед!

Сегодня я научу вас, как сверстать в Wordпростую книгу. Сделать книгу я хочу сам, своими руками, с помощью принтера, небольшого офисного резака, степлера и клея. Я думаю это актуально, ведь в поисковых системах десятки пользователей ежедневно набирают запросы: «верстка текста книжкой», «верстка в word», «word 2007 верстка», «верстка книг скачать», «книга сделай сам», «как сделать книгу в word» и т.д. Попробую ответить на их вопросы.

Для начала нужно должным образом подготовить текст: удалить двойные пробелы, ненужные: знаки табуляции, абзацы, разрывы строк и т.д. Мы договорились, что основные правила компьютерного набора текста нам знакомы, поэтому здесь не останавливаемся. Я не буду пользоваться никакими макросами и плагинами, я знаю, что мне нужно, и сделать это достаточно просто.

1. Создание шаблона документа

Жмем Crtl-N(Файл > Создать новый документ). Настраиваем параметры документа (Файл > Параметры страницы), это очень важный этап. Во вкладке «Поля» устанавливаем значения как на примере. Во вкладке «Источник бумаги» не забываем поставить галочку «различать колонтитулы четных и нечетных страниц». Формат бумаги по умолчанию стоит верный – А4. Когда вы напечатаете несколько страниц, то поймете, почему эти параметры именно такие, и научитесь ими управлять, пока просто поверьте «на слово».

2. Добавление колонтитулов

Добавляем колонтитул, я выбираю верхний.

Далее два раза кликнув на появившемся номере страницы, я могу редактировать колонтитул, копирую туда название этой статьи. Это нужно сделать и для четной страницы, дальше колонтитулы появятся автоматически.

С помощью меню Формат > Границы и заливка установим горизонтальную линию для оформления колонтитула. Колонтитулы готовы.

3. Наполнение контентом

Копируем материал книги в подготовленный нами шаблон. Не забываем использовать стили оформления заголовков, текста, подписей и колонтитулов. Можно использовать стили по умолчанию, редактировать их, или создавать свои (Формат > Стили и оформление). Наш макет автоматически заполнился текстом.

4. Как сделать книгу своими руками?

Для этого нам понадобится принтер формата А4, офисный резак, степлер, бумага А4 (для обложки бумагу желательно взять поплотнее) и клей. Распечатываем книгу хитрым образом: каждую страницу нам необходимо прогнать в принтере дважды, перевернув на 180°.Выглядеть каждая напечатанная страница будет примерно так:

На обороте первой страницы печатаем вторую, но обороте третьей четвертую и т.д. Наловчившись, вы будете печать все страницы по порядку, нужно только переворачивать правильным образом пачку бумаги. Далее скрепляем скрепками блок с боковых сторон, с каждой по два или три раза. Приклеиваем сложенные вручную обложки, таким образом, чтобы закрыть скрепки, и режем резаком ровно посредине, или там докуда у вас хватило листа обложки (в идеале он должен быть длиннее А4). Получаем две готовые к употреблению книги!

программы для вёрстки текста:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Возвышенская средняя школа

    После завершения инсталляции в Word появляется новая панель - "Верстка", на которой
    имеется кнопка ВерсткаТекстаКнижкой - первая по счету. Открыв документ, который вы
    хотите сверстать полуформатной книжкой, нажмите ее и следуйте указаниям диалоговых
    окон.
    Вначале макрокоманда ВерсткаТекстаКнижкой копирует через буфер обмена
    содержимое исходного документа в новый, временный документ и обрабатывает
    полученный текст для последующей работы по следующим правилам:
    * Все рисунки, диаграммы, формулы и другие внедренные объекты вставляются
    в текстовый слой документа (как в Word6.0) в местах их привязки.
    * Все надписи преобразуются в обычный текст, а вид их границ становится
    видом границ этого текста.
    * Содержимое всех сносок (как концевых, так и обычных) помещается в конец
    документа под соответствующими номерами, а в текст на их места вставляются
    соответствующие цифры. Сами сноски удаляются.
    * Разбиение на колонки ликвидируется, а содержимое колонок объединяется.
    * Объекты WordArt и автофигуры макрокоманда обработать не может, поэтому
    при наличии их в документе она предложит заменить все такие объекты какой-либо
    последовательностью символов, чтобы после окончания работы пользователь
    мог скопировать их из исходного документа на соответствующие места. Однако
    лучше все такие объекты перед началом работы переместить в какой-либо
    временный файл. В Word2000 эта проблема меньше выражена, так как в этой версии
    Word объекты WordArt могут быть вставлены в слой текста.
    После окончания обработки текста и задания пользователем параметров
    брошюровки книжки и нумерации страниц макрокоманда создает новый
    документ, вставляет в него надписи в нужном количестве и создает между ними
    связи так, что документ представляет собой развертку полуформатной книжки. В эти
    надписи вставляется текст. Перемещение по тексту лучше всего осуществлять
    с помощью кнопок "Следующая надпись" и "Предыдущая надпись" панелей
    "Верстка" или "Надпись". Страницы книжки нумеруются (некоторые параметры
    нумерации пользователь может задать), номера вставляются в надписи внизу
    или вверху листов книжки. Имейте в виду, что автоматического перераспределения
    номеров страниц при изменении количества листов в документе не происходит,
    так что лучше целые листы из книжки не удалять.
    Можно свободно удалять какую-либо надпись из середины, начала или
    конца текста - связи между остальными надписями автоматически пересоздадутся
    и текст по-прежнему будет переходить из надписи в надпись по всему документу.
    Макрокоманда позволяет создавать не одну большую книжку, а несколько
    меньших, следующих одна за другой (ведь, в самом деле, нереально работать с
    согнутой пополам стопкой из 20 листов).
    Макрокоманда не обрабатывает колонтитулы, так что в полученном документе их
    не будет, если только они не сохранены в Normal.dot.
    В программе существует функция двухколоночной верстки. В этом случае на каждой
    страничке книжки будет располагаться по две колонки с текстом.
    Вы можете также выбрать функцию создания пустого макета книжки - Вы зададите
    количество страниц в книжке, а в полученный документ сможете вставить любой текст,
    который Вам нужен.
    Для нормального функционирования макрокоманды не работайте с буфером
    обмена во время ее работы!
    Рекомендуется поэкспериментировать с этой макрокомандой, внимательно
    читая все диалоговые окна (в них все написано).
    Для печати полученной книжки после завершения работы макрокоманды
    предназначен макрос PrintingBrochure, вызываемый кнопкой с изображением
    зеленого принтера на панели Верстка.

    Вставка объектов в надписи.

    * Объекты WordArt вставляются поверх текста в надписях и не перемещаются вместе
    с ним. Поэтому оставьте в документе для них пустое место и вставьте их в конце
    редактирования.
    * Рисунки вставляются в рамках. Для их вставки поставьте курсор куда-нибудь внутрь
    текста и выберите Вставка-Рисунок-Картинки или -Из файла.
    * Другие надписи вставляются полностью поверх надписей, составляющих книжку.
    Поэтому обтекание их текстом и перемещение вместе с текстом задать будет невозможно.
    * В надписях нельзя создавать колонки текста. Если вам все же нужно так сверстать
    текст, то вставьте таблицу из одной строки и нескольких колонок (без границ) и переместите
    нужный текст туда. К сожалению, перетекать из одной колонки в другую текст уже не будет.
    * Диаграммы MsGraph вставляются так же, как и рисунки.
    Поскольку макрокоманда не изменяет исходного текста (а в WinWord-е есть многократная
    отмена), то не бойтесь экспериментировать с программой и ее результатом.

    Всего комментариев. 1

    Порядок вывода комментариев:

    Работает и в Office XP, только там надо шаблон вручную добавить.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Правила верстки

    В настоящий момент правила верстки подразумевают в большей степени компьютерную верстку. Распространенные программы верстки - Ventura Publisher, Adobe Frame Maker, Adobe PageMaker, Microsoft Publisher и QuarkXPress, сейчас одной из самых распространенных программ для верстки считается Adobe InDesign.

    Существует ряд правил, определяющих грамотность верстки. Например, выравнивание по ширине и высоте сверстанных полос, единообразие страниц. Должны быть равны между собой все спуски на начальных полосах, отбивки заголовков и подзаголовков. Однотипно оформляются примечания, сноски, подписи под иллюстрациями, одинаково должны быть сверстаны однотипные иллюстрации (вразрез или в оборку), отбиты колонтитулы, колонцифры, сигнатуры, нормы.

    Приводность верстки - полное совпадение общих размеров четных и нечетных полос. На этих полосах должны точно совпадать между собой на просвет строки основного текста. Чтобы верстка приобрела приводность, следует, используя отбивки сверху и снизу, привести к целому числу строк основного кегля все части текста, где шрифты кегля отличаются от основного, а также формулы, таблицы и иллюстрации.

    Верстка не должна содержать висячих строк – то есть новый абзац не может начинаться на последней строке страницы, а также конец абзаца не должен приходиться на первую строку страницы; для того, чтобы избавиться от них применяются приемы вгонки и выгонки строк. Уменьшение числа набранных строк за счет уменьшения междусловных пробелов в предшествующих строках – это вгонка строки. Увеличение числа набранных строк за счет увеличения междусловных пробелов в предшествующих строках, когда из части текста длинной концевой строки образуется новая концевая строка, – это выгонка строки

    Переносы слов на одном развороте (то есть с четной полосы на нечетную) правилами не ограничиваются, а с нечетной полосы на четную не допускается (чтобы прочитать окончание слова, приходится перевернуть страницу).

    Спусковые полосы. Спуск - отступ в верхней части полос, начинающих разделы, части или главы издания (начальных полос, их также называют спусковыми полосами). Чаще всего размер спуска составляет приблизительно ¼ высоты полосы от ее верха до первой текстовой строки (в размер спуска включаются и заголовки, шапки, заставки).

    Правила верстки предполагают одинаковый размер спусков по всей книге (это относится к правилам верстки книг). Но возможны исключения, когда спуск поднимается или опускается на одну или две строки основного кегля, иначе висячие строки и переносы не позволят правильно окончить полосу. Связано это с тем, что на спусковых полосах текста помещается меньше, чем обычно, вгонка и выгонка строк затруднены, потому что нет предшествующих полос.

    Верстка заставки. В начале главы, раздела, части издания может быть сделана заранее подготовленная заставка – рисунок или акцидентный набор из линеек и орнаментов. Она размещается обычно в самом верху спусковой полосы в счет спуска, то есть спусковая полоса начинается именно с заставки. К части или главе, оформляемой так, заставка часто одновременно служит и иллюстрацией.

    Концевая полоса – это последняя, обычно неполная полоса, в издании (или главе, разделе, отдельном рассказе). Текст после нее начинается с начальной полосы. Не разрешается на концевой полосе оставлять слишком мало текста. Как правило, он должен занимать не менее ¼ ее высоты, то есть не менее размера спуска на начальных полосах. Но, делая вгонки и выгонки, нельзя нарушать технические правила набора.

    Концовки – это линейки, специальные линейки с утолщениями, украшения, а иногда и небольшие иллюстрации, устанавливаемые в конце разделов, глав и других частей издания. Концовка не ставится на концевых полосах, занимающих всю полосу.

    Колонцифры – номера страницы издания, которые размещают вверху или внизу полосы. Вверху колонцифра может связываться в одну строку с колонтитулом. В некоторых случаях колонцифра ставится по центру полосы, но чаще – в наружный край, на четных полосах в левый, на нечетных в правый.

    Шрифт для колонцифр часто используется того же начертания, что и для основного текста, причем кегль снижается на 2 п. В изданиях особого назначения и оформления (справочники, словари, указатели и т. п.) колонцифры возможно набирать шрифтами других гарнитур и повышенных кеглей. Как правило, нижние колонцифры, набранные шрифтом 8 кегля той же гарнитуры, как в основном тексте, выключают в наружный край полосы. Нижние колонцифры отбивают от нижней границы текста пробелом, так чтобы вся величина полосы вместе с колонцифрой была кратна цицеро. Например, полоса имеет высоту 49 строк корпуса, то есть 10 кв. 10 п. колонцифру кг. 8 отбивают пробелом 6 п. тогда общая высота полосы составит 10 кв.10 п.+8 п.+6 п.=10½кв. Нижние колонцифры в заданный формат полосы не входят, то есть кегль колонцифры и отбивку ее добавляют к заданному формату полосы.

    Технологические инструкции предусматривают снижение кегля колонцифры по сравнению с кеглем основного текста на 2 п. однако это следует делать лишь в тех случаях, когда основной текст набирают шрифтом кг. 10 п. Если основной текст набирают шрифтом кг. 8 п. то колонцифры также набирают шрифтом кг. 8 п. Издательство имеет право выбрать любой кегль и шрифт колонцифры, и в некоторых изданиях кегль колонцифр может быть даже больше, чем кегль основного шрифта.

    Верхние колонцифры размещают в одной строке с колонтитулом и выключают в наружный край, иногда с колонлинейкой при выключке колонцифры по центру или также в наружный край. В обоих случаях колонцифра (вместе с колонтитулом или колонлинейкой) входит в заданный формат полосы набора, и ее отбивают от начала полосы по правилам отбивки колонтитулов.

    Без колонтитулов верхние колонцифры набираются в словарях, энциклопедиях, справочниках. Тогда их устанавливают выше заданной высоты полосы, отбивка от начала текста на 4–12 п. чтобы общая высота полосы с колонцифрой была кратна цицеро. Может применяться для таких колонцифр и шрифт повышенного кегля с выключкой в наружный край. Набор такой же, как набор нижних колонцифр.

    Колонцифры не ставят на титульных полосах издания (титуле, контртитуле, фронтисписе, авантитуле, шмуцтитулах), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей» и т. п.), на полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (в научных и технических изданиях, на полосах со схемами, чертежами и т. п. как правило, по указанию издательства колонцифры ставят). Все перечисленные полосы входят в счет страниц издания. Не ставят колонцифры также на вклейках, которые не входят в общий счет страниц издания.

    Верхние колонцифры (с колонтитулами, колонлинейками или без них) не ставят на всех спусковых (начальных) полосах. Нижние колонцифры не ставят на всех концевых полосах.

    Колонтитулы - располагаемые над основным текстом каждой полосы текстовые строки, улучшающие оформление издания. Кроме того, они делают более удобным пользование книгой или журналом. С колонтитулами легче ориентироваться в издании, находить нужные разделы, словарные статьи и т. д. Обычно применяют колонтитулы «живые», меняющиеся в соответствии с разными разделами и главами книги. Одинаковые по всей книге колонтитулы – «мертвые» – сейчас стараются не применять, ведь они не имеют иного значения, кроме оформительского.

    Колонтитулы обычно набирают в «красную строку», всегда одной текстовой строкой. Ее шрифт должен быть совсем другой, чем основной (курсив, полужирный курсив, капитель, прописные сниженного кегля). Иногда колонтитулы выключают в наружный край или в оба края полосы (в словарных изданиях и энциклопедиях). В той же строке лучше разместить и колонцифру. Когда колонтитул выключен в «красную строку», колонцифра смещается в наружный край. Когда колонтитул размещен в край – в «красную строку» обычно выключается колонцифра.

    Весьма часто колонтитул закрывают тонкой линейкой на полный формат без отбивки или с небольшой (на 2 п.) отбивкой его снизу от текста. Иногда линейки дают и сверху и снизу. Отбивка текстовых строк колонтитула от линеек будет выглядеть равномерно, если сделана отбивка сверху, над строками, набранными прописными буквами, на 2 п. больше, чем снизу.

    Колонтитулы, включающие или не включающие колонцифры, входят в заданный формат полосы. От первых строк основного текста они отбиваются на кегль основного шрифта или чуть больше. При этом общий формат полосы должен был кратным основному кеглю или цицеро. Например, при основном кг. 10 п. колонтитул кг. 6 п. с двухпунктовой линейкой можно отбить (конечно, одинаково по всему изданию) на 12 п. чтобы получилась кратность кеглю. Например, при формате 49 строк – на 14 п.

    Красная строка – строка, выключенная по центральной оси полосы или колонки (с красной строки обычно набирают заголовки, формулы). Иногда красной строкой называют начальную строку с абзацным отступом.

    Не нужны колонтитулы на всех титульных полосах издания (титулы, шмуцтитулы, полосы с выходными сведениями), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей»), на полосах с иллюстрациями (кроме научной и технической литературы), а также на спусковых (начальных) полосах издания. Общая высота всех перечисленных полос должна быть точно равна текстовым полосам с колонтитулом.

    Колонлинейки - линейки или украшения, располагаемые на каждой полосе издания над основным текстом (с отбивкой от него) в качестве элемента художественного оформления издания. Поэтому линейки в составе колонтитулов тоже считаются колонлинейками. В качестве колонлинеек применяют различные линейки и украшения, как правило, на полный формат строк набора, но иногда и на меньший формат с выключкой по центру или в наружный край. Часто вместе с колонлинейками применяют и колонцифру – над линейкой или внутри ее с выключкой также по центру или в наружный край. Правила заверстки колонлинеек точно такие же, как колонтитулов.

    Правила верстки титульного листа

    На первой выходной странице издания можно прочитать все самые важные сведения о нем: фамилию автора, название, год и место издания. Такая страница называется титульным листом, или титулом. Обычно под титул отводится целиком вся первая полоса издания. Если имеется контртитул или фронтиспис, то титул будет на третьей полосе.

    Для журнальной верстки характерно, когда вместо титула ставится «шапка» – верхняя часть первой полосы, содержащая все титульные данные.

    Верстка каждого издания подразумевает прежде всего установку титула и, если требуется, также контртитула, фронтисписа и авантитула. Колонцифры, колонтитулы, нормы и сигнатуры на этих полосах не нужны.

    Правила верстки контртитула

    Напротив главного титула издания на нечетной полосе, то есть в одном развороте с главным титулом издания, размещается контртитул - четная полоса. Это оформление характерно для многотомных или переводных изданий. В многотомных изданиях на контртитуле размещают сведения, относящиеся ко всему изданию, на главном титуле – лишь сведения для данного тома. В переводных изданиях на контртитуле обычно помещают те же сведения, что и на титуле, но на языке оригинала. Как правило, контртитул размещают на второй полосе издания. В этом случае титул будет на третьей полосе.

    Правила верстки фронтисписа

    Фронтисписом называют рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на четной полосе. Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают автограф автора. Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания (титул – на третью). Рисунок размещают на оптической середине полосы заданного формата.

    Авантитул - оборот контртитула или фронтисписа (как правило, первую полосу издания), если на ней помещают название книги или какой-то другой текст, называют авантитулом. Обычно название книги (фамилию автора) для авантитула набирают шрифтом той же гарнитуры, что и титул. Но кегль его снижается по сравнению с титульным листом и может составлять не более 12–14 п. Текст авантитула размещают на оптической середине полосы заданного формата. В редких случаях выбирается другое место на полосе (например, в верхней части полосы с выключкой вправо). Издательская марка или рисунок заверстываются таким же образом.

    Оборот титула в книжных изданиях может быть пустым. В научных и технических изданиях на обороте титула обязательно размещают номер универсальной десятичной классификации (в левом верхнем углу), номер библиотечно-библиографической классификации (ББК) и авторский знак (в правом нижнем углу). Кроме того, на обороте титула может размещаться аннотация, а иногда и выходные сведения.

    В аннотации кратко излагаются содержание и назначение книжного издания или журнальной статьи. Располагать аннотацию принято, как правило, на обороте титула.

    Аннотацию в книге обычно размещают на обороте титула и верстают на уменьшенный формат по оптической середине полосы с двусторонней втяжкой. Используется шрифт со сниженным кеглем. Для аннотаций к журнальным статьям обычно тоже выбирают шрифт сниженного кегля, размещая аннотацию под заголовком на полный формат полосы и немного отбивая от текста. Так делают и при двух- или трехколонном наборе текста статьи.

    Выпускные данные об издании включают в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание (для книжных изданий – фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и в печать, количественные показатели издания (формат бумаги и доля листа, объем в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер заказа).

    Выпускные данные набирают чаще всего шрифтом кг. 6 п. Они верстаются на последней полосе издания, либо на полный формат строки набора, либо на значительно сниженный формат с выключкой строк в «красную». При наборе на полный формат их размещают под тонкой линейкой внизу полосы, при наборе на сниженный формат – по оптической середине полосы. Иногда выпускные данные размещают на обороте титула внизу полосы под тонкой линейкой.

    Шмуцтитулом называют внутренний титул – отдельную полосу, где размещают заголовок части, раздела или главы книги, а иногда отдельных произведений, входящих в сборник. Шмуцтитул содержит обычно одну или несколько строк текста, иногда номер раздела, фамилию автора. Шмуцтитулы верстают примерно так же, как титул, используя шрифт той же гарнитуры со сниженным кеглем. Главные строки идут по оптической середине полосы. Строки текста группируются согласно титулу и системе рубрикации книги.

    Шмуцтитулы заверстывают всегда на нечетную полосу, оборот шмуцтитула остается пустым. Предшествующий текст, когда он заканчивается на нечетной полосе, должен быть вогнан в предшествующие полосы или выгнать из предшествующих полос строки. Главное условие – текст предыдущего раздела заканчивают на четной полосе. Лучше не оставлять перед шмуцтитулом пустую полосу.

    Посвящение - надпись, где автор указывает, какому человеку (или группе людей) посвящается это произведение. Набирается посвящение, как правило, на сниженный формат светлым или полужирным курсивом либо другим выделительным шрифтом. Кегль должен быть не меньше кегля основного текста. В конце текста посвящения точки не ставят. Посвящение можно заверстать на отдельной нечетной полосе после титула, в верхней ее части (со спуском 1–2 кв.). Справа делается отступ на ½–1½ кв. Можно разместить посвящение и по оптической середине полосы. В некоторых случаях посвящение заверстывают на первой текстовой полосе в счет спуска, но обязательно над всеми заголовками.

    Эпиграфы – это цитаты из сочинений известных авторов, пословицы или афоризмы, выражающие основную мысль книги. Эпиграф может стоять при отдельной части или главе. Эпиграфы всегда набирают на суженный формат (от. до. формата строки основного набора) шрифтом меньшего кегля, часто выделительным, например, курсивом. Иностранный текст с переводом в эпиграфе набирают разными начертаниями шрифта (часто основной текст – курсивом, а перевод – прямым), причем перевод отбивают на 4–8 п. В конце эпиграфа ставят точку или иной необходимый по смыслу знак (весьма часто – многоточие, ибо текст цитаты обрывается). Кавычки при тексте эпиграфа не ставятся. Ссылка на источник очень желательна. Ее набирают отдельной строкой с выделением шрифтом без точки на конце и с отбивкой от текста эпиграфа на 2–4 п.

    Художественное произведение с улучшенным оформлением может иметь эпиграф ко всей книге, заверстанный на отдельной нечетной полосе после титула. На шмуцтитулах после названия частей издания размещают эпиграфы к этим частям. Эпиграф ко всему произведению часто размещается на первой текстовой полосе над первым заголовком в счет спуска; над таким эпиграфом может быть только графическая заставка. Эпиграфы к отдельным частям или главам размещают под названиями этих частей с достаточной отбивкой от рубрик и от текста (как правило, не менее 20 п. над эпиграфом и 12 п. под ним).

    Эпиграфы всегда помещают либо в правый край полосы, либо с большим отступом слева (примерно на половину формата строки основного текста).

    При верстке введения и предисловия преимущественно выбирают шрифт той же гарнитуры и того же кегля, как у основного текста. Иногда при верстке предисловия пользуются шрифтом на кегль меньше. У предисловия бывает и другая особенность – чтобы выделить предисловие или начать текст с нечетной полосы, увеличивают межстрочное расстояние. При верстке введения это никогда не делается. А для набора вступительной статьи часто снижается кегль шрифта, причем межбуквенное расстояние увеличивается.

    Для послесловия и заключительной статьи принято использовать шрифт той же гарнитуры, что и основной текст. Кегль его снижается на 2 п. Заверстывают их сразу же после авторского текста с нечетной полосы. Если есть и послесловие, и заключительная статья, сначала заверстывают послесловие. За ними следуют примечания, указатели и оглавление или содержание (заверстываемое в конце издания).

    Затекстовыми примечаниями обычно называют сноски к основному тексту издания, вынесенные в конец книги (в этом случае, как правило, знаки выноски в тексте имеют порядковую нумерацию). Комментариями называют объяснение или толкование отдельных положений основного текста, также помещаемые в конце издания. Кегль в затекстовых примечаниях и комментариях всегда снижается. Каждое примечание набирают с новой строки и с абзаца с учетом равнения знаков сноски на полосе. Слово, к которому примечание относится, обычно повторяется в примечании, выделяемое курсивом, разрядкой, реже – полужирным. Его отделяют от текста примечания точкой и тире.

    В отдельных изданиях затекстовые примечания и комментарии разделяют на части, разделы или главы издания. Если тексты примечаний короткие, их можно набирать в две колонки. Заверстывают затекстовые примечания и комментарии после послесловия или заключительной статьи, а при их отсутствии –после основного текста, всегда с нечетной полосы со спуском. Довольно часто рубрику к ним дают шапкой.

    Приложения дополняют, разъясняют или иллюстрируют текст научного, учебного или технического издания. Их помещают, как правило, в конце издания. Это могут быть различные официальные материалы, таблицы, документы. Если есть несколько приложений, как правило, нумерованных, можно верстать все в подбор или каждое с новой полосы. Спуск обычно дают лишь перед первым приложением. Если приложения в издании отделены шмуцтитулом, то и первое приложение может быть дано без спуска.

    Указатели – это справочный материал, помогающий читателю быстро найти нужный текст в издании. Указатели заглавий помещают часто в последних номерах годового комплекта журналов.

    Часто в издании приводятся перечни литературы. использованной в издании или рекомендуемой для углубленного изучения. В них в виде библиографических записей простой структуры содержатся краткие сведения о каждом упоминаемом издании. Это библиографические списки, или указатели литературы. Указатели литературы бывают прикнижные, внутрикнижные, внутрижурнальные и пристатейные.

    Сведения об авторах, названии издания, номере тома, месте и годе издания обычно присутствуют в каждой библиографической записи. Библиографические записи для журнальных статей содержат сведения об авторах, названии статьи, названии журнала, годе его издания и номере. Часто, набирая указатели литературы, используют различные виды выделений, иностранные шрифты. Система сокращений и расстановки знаков препинания тоже подчиняется особым правилам.

    Прикнижные списки литературы заверстывают после приложений на отдельной полосе со спуска. Как дополнительный текст к тексту разделов размещают в подверстку внутрикнижные и пристатейные указатели литературы (к отдельным частям, главам или статьям).

    Перечень, с указанием номеров страниц, всех статей издания, разделов, глав и параграфов называется оглавлением. Содержание – это перечень всех разделов, статей или отдельных произведений, помещенных в издании, также с указанием номеров страниц начала каждой статьи. Практически во всех книжных и журнальных изданиях должно быть оглавление или содержание. Их размещают в самом начале или в самом конце издания (по выбору издательства).

    Верстка оглавлений и содержаний допускает самые различные начертания шрифтов, самые разные отступы и втяжки, равнение разрядов цифр в номерах страниц и рядов отточий, отделяющих конец текста в каждой позиции от цифр. Как правило, оглавления и содержания набирают шрифтом сниженного кегля (например, петитом).

    Содержание или оглавление всегда набирают со спуска, оно может занимать неполную полосу (тогда его следует разместить по оптической середине полосы) или несколько полос.

    В начале издания содержание или оглавление заверстывают в книгах вслед за титулом (эпиграфом, посвящением на отдельной полосе) с нечетной полосы. Так принято делать прежде всего в технической, учебной и научной литературе. В конце издания оглавление (содержание) может размещаться на любой полосе, после него следуют только выходные данные.

    В журнальных изданиях содержание размещают иногда на обороте титульного листа, на самом титульном листе под шапкой, на второй или третьей полосах обложки. Бывает в последнее время, что содержание журнала размещается на узкой вклейке перед первой полосой. Тогда его можно верстать и без спуска.

    Текст, раскрывающий содержание издания (книги, журнальной статьи, газеты), называется основным. К дополнительным текстам относятся остальные вспомогательные и второстепенные материалы, объяснения, уточнения, примеры, справочные сведения, внутритекстовые и затекстовые замечания, списки литературы, сноски, указатели, комментарии, вступительные и заключительные статьи.

    Дополнительные тексты набирают шрифтом сниженного кегля (по сравнению с кеглем шрифта основного текста). Гарнитура может быть той же или изменяться.

    При верстке изданий с дополнительными текстами чрезвычайно важно соблюсти приводность верстки, то есть совпадение строк основного текста на лицевой стороне и обороте каждого листа и точность размеров всех полос. Для этого важно правильно выбирать отбивку дополнительных текстов от основного. Общий размер вертикальной отбивки такой, чтобы высота дополнительного текста вместе с отбивками была кратна кеглю строк основного текста. Сверху и снизу отбивки дополнительного текста должны быть либо равны между собой, либо отбивка сверху должна быть несколько меньше, чем снизу.

    Очевидно, что при переходе дополнительного текста с полосы на полосу его отбивают от основного текста или сверху (когда дополнительный текст расположен внизу полосы) или снизу (когда он расположен в верхней части полосы). Однако и при этом общая высота дополнительного текста с отбивкой на полосе должна быть кратна кеглю основного текста.

    Сноски к основному или дополнительному тексту размещают в нижней части страницы или колонки, а у поясняемого текста должен быть поставлен знак выноски на верхней линии в виде цифры или звездочки. Гарнитура – та же, что и в основном тексте, кегль обычно снижен на одну единицу. При мелком основном шрифте таким же мелким кеглем можно набрать и сами сноски.

    Набор каждой сноски начинают с абзацного отступа, равного абзацному отступу в основном тексте; если же на одну полосу попадают несколько сносок со знаками выноски, состоящими из нескольких звездочек или разного числа цифр, то знаки выноски должны быть выровнены между собой, и для меньших по формату знаков выноски абзацный отступ увеличивается. После знака выноски в наборе сносок ставят полукегельную, текст каждой сноски начинают с прописной буквы и заканчивают точкой. Иногда короткие сноски набирают в подбор, разделяя их знаками тире с двухпунктовой отбивкой с обеих сторон.

    Бывает, что слишком большая сноска или последняя из нескольких сносок на полосе не умещается на данной полосе. Такую сноску можно перенести на следующую полосу. Отбивка, линейка повторятся, и за ними продолжится перенесенная сноска. Не менее трех строк переносимой сноски при этом останется на предшествующей полосе, на которой остался знак выноски. На последующей полосе переносимая сноска не может начинаться абзацной или концевой строкой. Если на полосе, куда перенесена часть сноски, есть еще другие сноски, то их подверстывают к перенесенной сноске без отбивок со своей нумерацией.

    Линейка между основным текстом и сносками. Сноски от основного текста отделяют тонкой линейкой длиной 1 кв. заверстываемой в левый край с отбивкой от текста, равной или несколько большей, чем отбивка от текста сноски.

    Иногда для отделения сносок от текста используют тонкую линейку на полный формат строки набора; она отбивается таким же образом, как и короткая линейка.

    В некоторых изданиях при наборе текста и сносок разными кеглями линейки вообще не используют, ограничиваясь общим пробелом.

    На концевых полосах сноски лучше не размещать. Если они встречаются, то обычно это считается ошибкой в верстке. Иногда, когда издательства требуют размещать сноски на концевой полосе в нижней ее части, страдает оформление издания. В крайнем случае можно заверстать их прямо под текстом, добавив обычные отбивки и линейку. Концовка (при ее наличии) стоит после сноски.

    Внутритекстовые примечания помещают непосредственно за разъясняемым текстом. Это дополнительный текст с разъяснениями и уточнениями. В его начале должно стоять слово «Примечание».

    Примечания чаще всего набирают шрифтом сниженного кегля. Тогда при заверстке их необходимо дать соответствующие отбивки. Но иногда примечания набирают шрифтом основного кегля со втяжкой, превышающей размер абзацного отступа не менее, чем на одну кегельную. В этом случае отбивок не требуется.

    Обычно слово «Примечание» выделяется курсивом или разрядкой. При его верстке делают абзацный отступ, строки после которого набираются на полный формат. Дополнительные втяжки не делаются. Если в примечаниях присутствует втяжка, то сверх нее дается абзацный отступ, а вторые строки должны быть набраны на формат со втяжкой. При верстке нескольких нумерованных примечаний подряд слово «Примечание» не повторяется. Нумерация выравнивается по разрядам цифр: в каждом примечании первые строки идут с большой втяжкой, захватывающей абзацный отступ вместе с шириной слова «Примечание».

    Часто в тексте дословно воспроизводятся фрагменты из других произведений – цитаты. Они бывают внутритекстовые и самостоятельные. Внутритекстовые цитаты набираются в подбор с основным текстом. Их набирают шрифтом того же кегля, что и текст, иногда с выделением, обязательно в кавычках. Верстают их так же, как и текст.

    Самостоятельные цитаты набираются отдельными абзацами. Используется шрифт меньшего, а иногда и большего кегля. При верстке, естественно, требуется их отбивка, обеспечивающая приводность верстки. Втяжка, сделанная при наборе цитаты, должна быть больше абзацного отступа хотя бы на кегельную.

    После цитаты обычно принято делать ссылку на источник (или просто в скобках пишется фамилия автора). Многоточия применяются при неполноте текста цитаты – если есть пропуск, или цитата начинается с середины предложения, или кончается не в конце предложения. Многоточия не отбивают от начала и конца цитаты и от слов, у которых сделан перерыв. После многоточия в этом случае ставят пробел.

    Тексты, разбитые на пункты и подпункты, обозначенные цифрами и буквами, называют перечислениями. Варианты их набора: 1) все пункты в подбор с разделением запятыми или точками с запятой; 2) все пункты с абзацного отступа; 3) со втяжками вторых строк с разделением точками или точками с запятой. В первом случае перечисления набирают шрифтом кегля основного текста; для верстки они являются простым текстом. В двух последних случаях возможно использование основного кегля или же снижение кегля, и перечисления при верстке тогда отбивают от основного текста так же, как дополнительный текст.

    Возможна разная нумерация перечислений: арабскими цифрами с точкой или со скобкой, прописными или строчными буквами русского алфавита с точкой или скобкой, реже - римскими цифрами или латинскими буквами. Когда в конце каждого пункта стоит точка, каждый пункт перечисления соответственно начинается с прописной буквы. В остальных случаях пункты начинаются со строчной буквы. Цифры при пунктах выравниваются по разрядам в пределах каждой полосы. Но это не делается в случаях, когда пункты набраны с абзацного отступа и в каждом пункте достаточно много текста.

    После обозначения пункта и знака (точка, скобка) всегда ставят полукегельную. Если вторые строки перечислений набирают со втяжкой, то начало всех строк должно быть выровнено, то есть втяжку подсчитывают, как сумму размеров абзацного отступа, цифрового обозначения, знака за ним и полукегельной отбивки.

    Перенося перечисление с полосы на полосу, лучше заканчивать полосу полным пунктом. Соответственно следующая полоса начинается с нового пункта. Висячих строк лучше не допускать, то есть в конце полосы не должны оказываться абзацные отступы (начала пунктов), а в начале полосы – концевые строки (окончания пунктов).

    Втяжка – способ нешрифтового выделения ряда строк в тексте путем их набора меньшим, чем текст издания в целом, форматом.

    Как обычно располагаются при верстке отдельные элементы издания

    При наличии всех элементов издания верстка их производится в таком порядке:
    на первой полосе– авантитул или издательская марка;
    на второй полосе– контртитул или фронтиспис;
    на третьей полосетитул. иногда – в случае отсутствия вышеперечисленных элементов – ставящийся на первую полосу;
    пятая (или третья) полоса с пустым оборотом – здесь стоит аннотация, а иногда на обороте титула и выпускные данные, тут же помещают относящиеся ко всей книге посвящение или эпиграф;
    следующая нечетная полоса – на ней может размещаться содержание или оглавление; дальше, снова с нечетной полосы, вступительная статья,
    затем, тоже с нечетной полосы, предисловие; введение верстается после всех предисловий на нечетной полосе, а если оно отсутствует, то далее следует начало самого текста;
    после основного текста. как правило, размещаются следующие элементы – послесловие, заключительная статья (лучше с нечетной полосы), затекстовые примечания и комментарии (могут начинаться с нечетной полосы со спуском, иногда и со шмуцтитулом);
    приложения начинаются обязательно с нечетной полосы со спуском, если шмуцтитула нет – можно без спуска; списки литературы со спуском на отдельной полосе, указатели – также с новой полосы со спуском, оглавление или содержание (с новой полосы со спуска) и, наконец, выпускные данные на отдельной полосе (по оптической середине или снизу) или на последней полосе оглавления (внизу на полный формат);
    после выпускных данных иногда можно разместить книжные объявления или полосы «для заметок», но чаще их помещают после оглавления до выпускных данных.

    i