Софт-Портал

программа для рисования для детей

Рейтинг: 4.5/5.0 (358 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Программа кружка «Цветные ладошки»

Программа кружка «Цветные ладошки». (изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 4 7 лет)


Муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение детский сад №1 г. Мураши Кировской области


Программа кружка «Цветные ладошки».

(изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 4 – 7 лет)

воспитатель 1 категории


Срок реализации программы 3 года


Программа по художественному воспитанию, обучению и развитию детей от 4 до 7 лет разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на базе основной общеобразовательной программы детского сада №1 г. Мураши Мурашинского района Кировской области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Образовательная деятельность в детском саду осуществляется на основании лицензии № 140822, серия А, регистрационный номер № 43/ ДО,СЗО – 1097/ 46, выданный 28 апреля 2007 года.

Наименование: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида №1 г. Мураши Кировской области.

^ Место нахождения: Кировская область, г. Мураши, улица Пионерская, дом 26.

Рабочая дополнительная программа художественного воспитания рассчитана на возраст от 4 до 7 лет.

Содержание и качество подготовки воспитанников соответствует федеральным государственным требованиям, реализуемым в данных группах, что подтверждается свидетельством о государственной аккредитации № 013290, серия ДД, регистрационный № 1244, выданный 22 декабря 2009 года.

Направленность: на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Разработанная программа развития творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования рассчитана на три года обучения и представляет собой обобщённый опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования, для детей среднего и старших дошкольных возрастов. Рисование для детей является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.

Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.


Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Актуальность: данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно- творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.


Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Цветные ладошки » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериалов опирается на принципы построения общей дидактики:

- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».

-Принцип развивающего характера художественного образования.

-Принцип природосообразности. постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. -Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей. - Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку; - Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.


Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. - Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов. - Развивать художественно – творческие способности детей. -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. - Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами. - Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка). - Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования; -Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита. - Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Во-первых. педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен( в должной степени) в современных образовательных программах.

Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный .

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Программа ориентирована на детей среднего. Старшего и подготовительного дошкольного возраста. Срок реализации программы – 3 года.

Первый год обучения (4 -5 лет) – 1 раз в неделю по 20 минут Второй год обучения (5 – 6 лет) – 1 раз в неделю по 25 минут Третий год обучения (6 – 7 лет ) – 1 раз в неделю по 30 минут

^ Срок реализации программы 3 года.

Форма работы: групповая, индивидуальная.


Задачи первого года обучения:

- Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования. - - Формировать умения комбинировать разные способы рисования: пальцевая живопись и использование тычка; восковые мелки и акварель; пальцевая живопись и акварель.


Задачи второго года обучения:

– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Задачи третьего года обучения:

– Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

– Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

– Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Рисование пипеткой. Рисование штампиками. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

^ Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми.

Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

^ Интеграция с другими образовательными областями:


Развитие мелкой моторики


воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни


развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи


сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений


формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу


использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства


формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам


«Чтение художественной литературы»


использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.


формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

- Мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Главный игровой персонаж программы педагог выступает в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии, с помощью шуточного заклинания, ребята отправляются с ней в удивительную страну Чудес Нетрадиционного рисования. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.

- Пальчиковая гимнастика. Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и самодельные материалы для своего творчества.

- Художественно-изобразительная деятельность. Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании, дизайн-творчестве.

- Выставка - презентация детских работ. Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

^ Работа с педагогами : беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.

^ Работа с родителями : индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

В программе используются технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и др.

^ Условия реализации программы: Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Дополнительного материала (самодельные, бытовые).

- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам ;

- Демонстрационного наглядного материала .

1.Повышен уровень развития творческих способностей.

2.Расширен и обогащен художественный опыт.

3.Сформированы предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-творческая активность на занятиях, самостоятельность;

- способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами;

- индивидуальный «почерк» детской продукции;

- общая ручная умелость .

- склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами;

- самостоятельность при выборе художественных материалов и инструментов.

К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.

Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

Похожие:

программа для рисования для детей:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Lf333, Graphics: Tuxpaint: программа для рисования для детей


    автор Katja Socher
    <katja(at)linuxfocus.org>

    Автор заметки, Katja Socher, является редактором немецкого выпуска журнала LinuxFocus. Она любит пингвинов по имени Tux. увлекается компьютерной графикой,кино и фотографией,путешествиями и любит море. Ее домашняя страничка находится here .

    Перевод на Русский:
    Yuri Slobodyanyuk <yurisk(at)inbox.ru>

    Tuxpaint: программа для рисования для детей.

    Tuxpaint это великолепная и забавная программа для рисования для детей (и не только для них).
    _________________ _________________ _________________

    Несколько недель тому назад я разыскивая программное обеспечение для детей случайно нашла Tuxpaint выглядевшую интересно. Когда Вы устанавливаете ее то можно выбрать один из нескольких языков (вкл русский - прим. перев.) так что есть большая вероятность что родной язык для Вас и ваших детей есть среди предлагаемых, что немаловажно для программы для детей. Установка прошла быстро и без проблем. Итак вскоре я была готова испытать ее и начав обнаружила что с трудом могла остановиться.:)
    И хотя она (программа) скорее простовата если Вы сравните ее с такими графическими программами как The Gimp все же она полна интересных и легких в изучении возможностей!
    Просто нажмите (с помощью левой клавиши мыши - прим. перев.) кнопку "Paint" и начинайте рисовать.Вы можете выбрать из множества кистей и цветов.Если хотите нарисовать линию - Вы нажимаете кнопку "Lines" и нажатие на кнопку "Shapes" позволяет выбрать из множества различных форм. Вы даже можете поворачивать и масштабировать ваши фигуры перед тем как они появятся на рисовальной доске.
    Для работы с текстом нажмите кнопку "ABC Text", выберите желаемый цвет и шрифт и начинайте печатать. Текст появляется в окне программы и может быть перемещен с помощью мыши до тех пор пока Вы не нажмете "Enter".
    "Print" позволит Вам распечатать нарисованное.

    Если Вам не понравилось то что нарисовали есть возможность вернуться на несколько шагов назад так же возможно повторить последовательность выполненных действий. Вы можете стереть часть рисунка или весь целиком или если хотите начать с чистого листа просто нажмите кнопку "New".
    Чтобы сохранить рисунок на диск нажмите мышью кнопку "Save" а чтобы открыть имеющийся рисунок нажмите "Open" и Tuxpaint покажет в уменьшеном виде сохраненные Вами рисунки.
    Рисунки хранятся в виде файлов в формате png в каталоге .tuxpaint/saved так что Вы можете скопировать их в другой каталог до того как Ваша дочь или сын изменит ее\его великолепный рисунок слона на рисунок Дракулы вновь.
    Но по-настоящему классные особенности программы это кнопки Stamp и Magic.
    Нажатие на кнопку "Magic" и Вы можете рисовать цветами радуги, добавить искры в рисунок,добавить особую надпись с помощью chalk (мелок) опции, можете придать эффект размытости рисунку и многое другое!
    "Stamp" (штамп) это то что в других графических программах называется клипарт и их огромное количество! Изменяя их цвет позволяет представить их в этом цвете, также Вы можете изменить их размер и перевернуть. Я действительно была поражена разнообразием штампов в Tuxpaint!
    Чтобы добавить свои собственные штампы (со звуком или без) Вам нужен небольшой png файл который добавьте в подкаталог
    тут_установленаTuxpaint/share/tuxpaint/stamps/, например :
    /usr/local/share/tuxpaint/stamps/misc/symbols/shapes/mypicture.png
    Как опция можете сохранить текстовый файл с текстом
    /usr/local/share/tuxpaint/stamps/misc/symbols/shapes/mypicture.txt
    чтобы этот текст отображался, например: "Это мой штамп". И если Вы хотите звук для вашего штампа потребуется файл в формате wav:
    /usr/local/share/tuxpaint/stamps/misc/symbols/shapes/mypicture.wav.

    Большинство нажатий на кнопки мышью сопровождаются звуками что делает рисование еще более увлекательным! На данный момент моими любимыми являются звуки кнопок "Rainbow" и та на которой флаг с шашечками (звук гоночной машины). Ну а Вы решите для себя сами!

    Я думаю дети полюбят эту программу. По крайней мере мне нравится так как рисование в ней приносит огромное удовольствие! И я могу не только поиграть в ней но даже нарисовать приятные глазу поздравительные и пригласительные открытки!

    Думаю самое время отпустить Вас чтобы Вы могли изучить программу далее самостоятельно!

    Спасибо программистам Newbreeds создавшим такой замечательный инструмент.
    Ну а всем остальпым хочу сказать одно:
    "Happy Tuxpainting!" [веселого рисования с Tuxpaint!]:)

    Ссылки:

    программу Tuxpaint Вы можете найти и скачать на сайте: http://www.newbreedsoftware.com /tuxpaint/
    Там же можно найти коллекцию штампов "Rubber Stamps collection".

    Страница отзывов

    У каждой заметки есть страница отзывов. На этой странице вы можете оставить свой комментарий или просмотреть комментарии других читателей

    Программа - Основы изобразительной грамоты и рисования - для детей 5–7 лет

    Программа "Основы изобразительной грамоты и рисования" для детей 5–7 лет

    Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
    Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
    Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
    Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
    Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

    Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
    Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
    Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

    Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
    Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
    Проанализировав авторские разработки, различные материалы, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

    Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
    На практике эти задачи реализуются мной на уроках. В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия урока не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

    В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
    Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

    – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
    – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
    – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
    – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

    Программа составлена для подготовительного отделения ДХШ сроком реализации 2 года, вопросная группа детей от 5 до 7 лет.

    Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

    Задачи первого года обучения:

    – Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
    – Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
    – Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

    Задачи второго года обучения

    – Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
    – Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
    – Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям).

    Шесть занятии в неделю по 30 минут.

    – акварельные краски, гуашь;
    – восковые и масляные мелки, свеча;
    – цветные карандаши;
    – фломастеры;
    – ватные палочки;
    – поролоновые печатки;
    – трубочки;
    – палочки или старые стержни для процарапывания;
    – матерчатые салфетки;
    – стаканы для воды;
    – подставки под кисти;
    – кисти.

    Ожидаемый результат работы:

    Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
    Тематические выставки в школе.
    Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

    Первый год обучения

    Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Закрепить умение пользоваться палитрой, ввести понятие основные цвета спектра.
    Материалы. У педагога картинки с изображением летних деревьев, пейзажей, цветов, растений и т.д. У учащихся бумага формата А2, А3, кисти, краски акварель, гуашь, карандаши простые, карандаши цветные, ластик, палитра.

    Учить передавать в рисунки форму, цвет и характерные особенности изображаемых предметов; работать над композицией рисунка – равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги; закрашивать предметы по их форме тем самым пытаться передать оббьем предмета. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления. Располагать предметы близко далеко, заполнять весь лист бумаги.
    Материалы: У педагога картинки с изображением осенних деревьев, овощей и фруктов. У учащихся бумага формата А2, А3, кисти, краски акварель, гуашь, карандаши простые, карандаши цветные, восковые мелки, губи, ватные палочки, ластик, палитра.

    Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ подводного мира разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять работу над композицией рисунка. Развивать аккуратность.
    Материалы: У педагога картинки с изображением различных рыб, аквариума, детская игрушка в форме рыб. У учащихся бумага формата А2, А3, кисти, краски акварель, гуашь, карандаши простые, карандаши цветные, восковые мелки, губи, ватные палочки, ластик, палитра.

    Насекомые в природе

    Учить создавать выразительный образ насекомых, передавать особенности насекомых, стараться выполнить их в цвете соответствующей им окраски.
    Материалы: У педагога иллюстрации насекомых. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Учить изображать животных в какой либо позе или движении; формировать представление, что отличие детеныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела: головы и туловища, туловища и ног.
    Материалы: У педагога иллюстрации животных. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Учить детей изображать птиц в полете, передавать изменение в форме крыльев и хвостах у летящей птицы; передавать в рисунках характерную окраску птиц. Учить детей определять по изображению птицы ее характерные особенности; видеть различая в форме частей и пропорциях; учить изображать новую позу птицы – птица сидящая на ветке.
    Материалы: У педагога иллюстрации птиц. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Учить передавать сказочные образы, подбирать холодные цвета, учить рисовать хвою елки. Познакомить детей с монохромной гаммой. Самостоятельно придумывать и изображать композицию. Учиться рисовать штрихами.
    Материалы: У педагога иллюстрации зимы, елок, снегурки, дет мороза. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Познакомить детей с творчеством художников – иллюстраторов; учить замечать какие художественные средства используют художники для характеристики сказочных образов; замечать, различия в творческой манере двух художников по иллюстрациям к одному и тому же произведению. Учить передавать в рисунки сказочные образы героев сказок; изображать их в национальных русских костюмах; самостоятельно применять умения в составлении узоров для украшения костюмов в персонажей; упражняться в смешивании красок для получения нужного оттенка для лица и рук (светло – оранжевого).
    Материалы. У педагога иллюстрации различных сказок, сказочных героев. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего не бывает лишнего, все работает на раскрытие образа человека.
    Материалы. У педагога иллюстрации портретов художников с различной мимикой ворожения лица. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.
    Материалы. У педагога иллюстрации с изображением мозаики. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. Передавать чувства настроения на кануне праздника.
    Материалы. У педагога иллюстрации военных кораблей, машин, танков, букетов цветов. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    И вот пришла весна

    Закрепить умение передавать в рисунке – пейзаже характерные особенности весны. Продолжить учить детей продумывать композицию, цветовое решение. Закрепить умение использовать для выразительного решения темы разные материалы, выбирая их по своему желанию в соответствии с замыслом. Развивать эстетическое восприятие и оценку, выраженную в эстетических суждениях, высказываниях при анализе рисунков. Воспитывать у детей эмоциональный отклик, эстетическое отношение к весенней природе, желание передавать увиденную в природе красоту пробуждения растений в своих рисунках. Продолжать учить детей воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства, находя нужные оттенки.
    Материалы. У педагога иллюстрации осенних деревьев, цветов, пейзажей. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Учить передавать симметричное строение дома, ориентируясь на его половину, замечать различия в деталях (форму и величина окон, дверей и др.).
    Материалы. У педагога иллюстрации зимы, елей, Снегурочки, Деда Мороза. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Учить передавать специфические особенности формы строения транспорта (удлиненный, низкий, прямоугольные корпусы, квадратные окна с узкими перегородками, с плавными переходами от части к части), равномерно раскрашивать рисунок.
    Материалы. У педагога иллюстрации зимы, елей, Снегурочки, Деда Мороза. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Узоры на предметах

    Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по – разному, учить выбирать для изображения один из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний росписи; познакомить детей с украшением листьев черными тоненькими закругленными штрихами, белыми точками.
    Материалы. У педагога иллюстрации-с узорами на различных бытовых предметов, если есть возможность показать предметы быта с узорами. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Развивать воображение и творчество. Учить детей составлять зеленый цвет с множеством оттенков. Учить детей смешению цветов с целью получения различных оттенков зеленого цвета.
    Материалы. У педагога иллюстрации с летними пейзажами. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Второй год обучения

    Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Закрепить умение пользоваться палитрой, ввести понятие основные цвета спектра.
    Материалы. У педагога картинки с изображением летних деревьев, пейзажей, цветов, растений и т.д. У учащихся бумага формата А2, А3, кисти, краски акварель, гуашь, карандаши простые, карандаши цветные, ластик, палитра.

    Формировать у детей представления о пейзажной живописи, учить выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходства и различие в манере исполнения, использовании выразительных средств, в содержании, умение выделять цвети его оттенки; закрепить умение сопоставлять свои наблюдения и изображенное на картине; воспитывать интерес к осенним явлениям природы.
    Материалы: У педагога картинки с изображением осенних деревьев, овощей и фруктов. У учащихся бумага формата А2, А3, кисти, краски акварель, гуашь, карандаши простые, карандаши цветные, восковые мелки, губи, ватные палочки, ластик, палитра.

    Животные в природе

    Учить изображать животных в какой либо позе или движении; формировать представление, что отличие детеныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела: головы и туловища, туловища и ног.
    Материалы: У педагога иллюстрации животных. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Развивать у детей воображение и чувство юмора (в рисовании смешных рожиц). Вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, учить передавать различное выражение лица, использовать разные художественные материалы.
    Материалы: У педагога иллюстрации с мимикой лица человека. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Учить детей создавать фантастический образ зимней природы со сказочными героями – деревьями и снежинками; видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту зимней природы, изображенной художником.
    Материалы. У педагога иллюстрации зимы, елок, снегурки, деда мороза. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Дать детям общее представление о предметах декоративно - прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовскогог, городецкого,; познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.
    Материалы. У педагога иллюстрации с хохломской росписью. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Учить передавать эпизод из знакомой сказки; передавать выразительность образов; выбирать один из предложенных вариантов композиции; изображать персонажей сказки; использовать при рисовании различный нажим карандаша, штрихи разного характера.
    Материалы. У педагога иллюстрации различных сказок, сказочных героев. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. Передавать чувства настроения.
    Материалы. У педагога иллюстрации военных кораблей, машин, танков. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Закрепить умение передавать в рисунке – пейзаже характерные особенности весны, момент цветения всей природы. Продолжить учить детей продумывать композицию, цветовое решение. Закрепить умение использовать для выразительного решения темы разные материалы, выбирая их по своему желанию в соответствии с замыслом. Развивать эстетическое восприятие и оценку, выраженную в эстетических суждениях, высказываниях при анализе рисунков. Воспитывать у детей эмоциональный отклик, эстетическое отношение к весенней природе, желание передавать увиденную в природе красоту пробуждения растений в своих рисунках. Продолжать учить детей воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства, находя нужные оттенки.
    Материалы. У педагога иллюстрации осенних деревьев, цветов, пейзажей. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать световосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
    Материалы. У педагога иллюстрации с видом космоса. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, травки. Располагать узор вдоль предмета, рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета.
    Материалы. У педагога иллюстрации узоров. У детей бумага формата А2, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. Познакомить с разнообразием садовых ягод, проанализировать их особенностей и отличия.
    Материалы. У педагога иллюстрации садовых ягод различных видов. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    Учить рисовать летние цветы; помочь овладеть рисованием штрихов в разном направлении и в несколько рядов; передавать образ цветка в соответствии с его описанием; закрепить знание штрихами полусухой жесткой кистью. Познакомить детей с разнообразием оттенков различных трав. Закрепление полученных умений и знаний.
    Материалы. У педагога иллюстрации летних пейзажей, летних растений. У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.

    К шести семи годам все дети без исключения с удовольствием садятся за рисование. Именно этот возраст считается в психологии наиболее удачным для начала систематических занятий изобразительной деятельностью под руководством художника – педагога.
    Работы различных авторов убеждают в том, что творческое выражение в рисунке тесно связано с овладением изобразительными навыками и умениями. Чем большими умениями располагает ребенок, чем свободней их применяет, тем шире и глубже он может передать свой замысел, проявить подлинную свободу творческого решения изображения. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание или нежелание рисовать дети связывают с умением изображать. На эту особенность детской изобразительной деятельности указывал советский психолог Г. С. Костюк, отмечая, что все дети сначала, особенно в дошкольном возрасте, увлекаются этой деятельностью. Однако у одних это увлечение сохраняется и в дальнейшем, у других – спадает. Определяющую роль здесь играет разные успехи в овладении способами графического изображения объектов, в выработке необходимых умений и навыков.
    Данная программа дает детям наиболее полное представление о выразительных возможностях различных материалов, способствует выработке разнообразных технических умений и навыков, дает свободу творческого выражения. Ведь, как подметила Н. А. Ветлугина, «овладение выразительными средствами создает предпосылки, на основе которых дети свободно проявляют себя в творчестве».

    1. Галанов А.С. Корнилова С.Н. Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
    2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
    3. Белкина В.Н. Васильева Н.Н. Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К о », 1998.– 256с.
    4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
    5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
    6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
    7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
    8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
    9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
    10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
    11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб. «Детство Пресс», 2004. – 128с.
    12. Казанова Р.Г. Сайганова Т.И. Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
    13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
    14. Колль М.-Э. Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
    15. Утробина К.К. Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
    16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
    17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М. ACADEMIA, - 1999. – 96с.
    18. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» - М. Владос, 2001. – 159с.
    19. Программы «Волшебные краски» (2 года, с 5 – 7 лет), Блинниковой Е. А. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности».